ЧТО ТАКОЕ ШАНСОН?
Часто мы заблуждаемся и понимаем под словом "шансон" музыку сомнительного качества с налетом ресторанной экзотики. Тем не менее шансон -- это Шарль Азнавур и Джо Дассен, Окуджава и Высоцкий, Визбор и Галич, Гребенщиков и Макаревич, Утесов и Изабелла Юрьева, Земфира и "Високосный год"...
Так какую же музыку на самом деле нужно называть шансоном? Дмитрий Уймин, музыкальный редактор "Радио Большого города", считает, что шансон – это сюжетные песни, которые когда-то исполняли уличные певцы; это маленький театр – театр одного актера. В каждой песне должен быть свой мини-сюжет с лирической, драматической или комической фабулой.
Русский шансон — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики. Термин появился в 1990-ых годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению.
Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк) — российский советский музыкальный жанр. Воспевает быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон»
Характеристика
Основные черты блатной песни — сюжетность; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира, кажущийся некоторым ценителям примитивным мелодизм, использование в стихах стилистики разговорной речи и жаргона. Как правило, блатной фольклор не воспевает ни жестокость, ни убийства, в песнях авторы пытаются оправдать представителей криминального мира, рассказывая об их страданиях и человеческих чувствах, например, о любви к матери.
Происхождение
В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «разбойные», «острожные», «каторжные» . Русский писатель Федор Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851—1854, в «Записках из Мертвого дома» цитирует разные её жанровые образцы, почерпнутые им в арестантской среде. Сам термин «блатной песни» возник в начале XX века, с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде. В моду вошёл так называемый босяцкий, или рваный жанр, вызванной повышенным интересом в обществе к миру отверженых людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались как жертвы социальной несправедливости, либо как носители бунтарского духа.
Времена СССР
Традиционные мелодии российского «блатняка» позаимстваны из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале XX века. В музыкальном отношении (мелодика, аранжировка) эти песни испытали сильное влияние клезмера, прослеживаемое в жанре до сих пор.
В 1923 году в Одессе местный композитор Оскар Строк написал на стихи журналиста и кинодраматурга Якова Ядова песню "Мурка" в стиле классического танго. В последующие годы она стала народной, слова песни изменялись неизвестными авторами,которые добавляли жаргонизмы. Мелодия песни исполняется в воровском притоне главным героем художественного фильма "Место встречи изменить нельзя", действие которого разворачивается осенью 1945 года в Москве.
В 1930-е- 1940-е годы появились песни о страданиях осужденных, находящихся в ГУЛАГ. Песня об людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области "Ванинский порт", чье авторство до сих пор вызывает споры, появившаяся в конце 1940-х годов - стала гимном заключенных и была популярна в 1950-е годы.
Во времена правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева блатные песни, в том числе Леонида Утесова, уже не тиражировались на граммпластинках и по радио не звучали. Один из самых известных авторов и исполнителей блатных песен в конце 1960ых - 1970ых годах, выступавший с нелегальными концертами - Аркадий Северный, не имевший опыта пребывания в местах лишения свободы.
Коммерциализация и появление термина "шансон"
В 1990-е годы в России появились множество музыкантов и коллективов, исполнявших на эстрадной сцене блатную песню. Известный советский поэт-песенник Михаил Танич, во времена Сталина имевший опыт жизни лагерника в местах лишения свободы, создал одну из таких групп - "Лесоповал", ставшую популярной: её пластинки издавались миллионными тиражами, а выступления демонстрировались ведущими федеральным телеканалами.
В начале 1990 годов, по воспоминаниям режиссёра Москонцерта Сергея Годунова никто не называл блатную песню "шансоном", этот термин использовался лишь в отношении французской музыки. В 1990 году впервые был проведен фестиваль блатной музыки в московском театре Эстрады, названный его организаторами "Гоп-стоп шоу". В 1991 году аналогичный фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге, который был назван "Русский шансон. Лиговка -91". К этому времени освободился из колонии строгого режима один из самых известных исполнителей в жанре блатной песни и так называемого "городского фольклора" Александр Новиков.
В середине 1990-х годов на магнитофонных записях миллионными тиражами разошлись альбомы Шуры Каретного, где исполнялись произведения,стилизованные под блатную песню, звучали диалоги, изобиловавшие ненормативной лексикой и рассказы в иронической форме от имени человека, якобы неоднократно отбывавшего наказания в местах лишения свободы.Позже выяснилось что псевдоним "Шура Каретный" принадлежит народному артисту России, актёру московского театра "Эрмитаж" Александру Пожарову, не имевшего уголовного прошлого, но использовавшего один из образов, увиденный им в молодости.
В начале XXI века по отношению к блатной песне, которая звучит по радио и на телевидении обычно употребляется термин русский шансон. Она стала предметом массовой культуры. В частности, песню Мурка - один из символов блатной музыки советских времен в новой аранжировке исполняют даже рэперы
Символы нового русского «шансона» — песни «Владимирский централ» Михаила Круга и "Ушаночка" Геннадия Жарова, авторы которых никогда не сидели в тюрьме.